Научить ребенка считать в уме просто!



Еще в детском саду детей начинают учить правильно держать ложку, самостоятельно кушать, играть в ролевые игры, изучать буквы алфавита. В возрасте 4 лет малышей  начинают знакомить с цифрами. Немного касаются в дошкольных учреждениях с действиями сложения и вычитания.

Когда начинать учить ребенка?

Раннее, в возрасте 2 лет, родитель должен начинать своему ребенку рассказывать стихи и сказки, где присутствуют строки с цифрами, произносить их четко, например, рассказы «Три поросенка», «Репка», «Сорока», при этом поочередно загибать пальцы рук. Если у малыша нет интереса, не печальтесь, начните с ним считать для начала его любимые игрушки.

 

Какие есть основные правила?

Начинать приучать малыша к любым навыкам надо с помощью игр. Так и в обучении считать в уме – попробуйте с простого. Например, посчитайте, сколько пальцев на одной руке, постепенно усложняя задачу. Важно, не простое заучивание, а понимание процесса счета. Сначала объясните разницу между «один» и «много», «больше» или «меньше». Научите считать цифры по порядку, делая паузы в подсчете, дайте возможность малышу самостоятельно произнести следующую цифру. Все это, несомненно, пригодится в школе, разовьет зрительную и тактильную  память.

Подготовка к обучению устному счету

Самый быстрый способ научить ребенка считать  в уме можно при помощи кубиков. Продаются они в любом детском магазине. Многие советуют научить считать при помощи палочек, но это уже в белее старшем возрасте, в первом классе, а маленьких двухлетних детей надо все показывать, ставить кубики в ряд, чтобы они в памяти ребенка отразились целой картиной.

  • Игра «Приставляем кубики к цифрам». Разложите перед ребенком карточки с номерами 1 и 2. Покажите коробочку, где лежит один кубик. Спросите своего ребенка, сколько заполненных клеток в коробке. Если малыш правильно ответит, то покажите еще один кубик и спросите: «А сейчас сколько кубиков?» У ребенка, если он даже не сразу ответит правильно, все равно со временем сформируется абстрактное мышление.
  • Игра «Гномики в домике». Представьте с ребенком, что коробка с кубиками – это домик для гномиков, клетки – это их комнатки, а кубики – это наши сказочные персонажи гномики. Начните играть с малышом: возьмите кубик и произнесите: «Это гномик, он пошел один в свою комнатку. К нему в гости пришел его друг. Сколько теперь в домике гномов?». Начните усложнять задачу, проговаривая: «Гномик поиграл со своим другом и теперь собирается уйти. Сколько теперь гномов в одной комнатке?» Ваш малыш не только с удовольствием будет играть, но и научиться быстро считать.
  • Игра «Запомни номер машины». Это очень сильный способ изучения и запоминания цифр. Суть игры состоит в том, что надо запомнить номер проезжающей машины. Малыш не только разовьет хорошую память, но и научиться правильно проговаривать трехзначные цифры.

Выбираем методику обучения

У детей маленького возраста развита зрительная память и образное мышление. В математике большинство понятий абстрактны, поэтому малышам плохо воспринимаются математические примеры. Все нужно показывать наглядно. В образовательных учреждениях педагоги используют три основных способа, которые могут научить ребенка считать в уме:

  • Состав чисел. Если произносите цифру три, то обязательно показывайте это наглядно, например, три конфеты, три пальца, три дерева. У ребенка должен сформироваться четкий образ к цифре три. Можно поиграть в домино, у малыша в памяти запомнятся количество точек. Или возьмите коробку с десятью кубиками по пять штук в два ряда. Польза такого метода в том, что ребенок начнет самостоятельно заполнять нужное количество ячеек и запоминать комбинации, доводя до десяти. Также можно с ребенком заштриховывать квадратики в тетрадке, проговаривая вслух, сколько всего закрашено клеток.

Чем больше малыш будет заниматься и решать подобные примеры, тем быстрее он научиться запоминать состав чисел.

  • Заучивание таблиц. В общеобразовательных учреждениях для обучения детей используют методику заучивания таблиц. На уроках учителя только знакомят с принципом построения таблиц, проводят с ними тренировочные материалы, доводят до уровня автоматизма и самостоятельности. Также хорошо используется методика Николая Зайцева и методика эйдетики. Использование числовых образов, можно напевать детские песенки такие, как «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире…». Для закрепления заучивания таблиц можно использовать тесты, компьютерные игры с уклоном математики.
  • Использование вычислительных приемов. Для того, чтобы понять главный принцип владения устного счета, надо научиться находить быстрый и оптимальный способ подсчета. Это нужно сразу же объяснять ребенку при действиях сложения и вычитания. Например, расскажите ему, что всегда при прибавлении к любому числу цифру один, всегда получается последующее число, а при вычитании – предыдущее. Подскажите, что при подсчитывании 4+56, можно поменять слагаемые и проще решить пример 56+4. Есть способ решать частями пример: 38+16=38+2+14, приведение к круглому числу: 64-25=60-4-20-5.

Учимся считать до 10

Первоначальной задачей родителей и воспитателей в детских учреждениях является научить ребенка считать до 5, а после до 10. Когда мама играет с малышом, можно на одной руке посчитать его пальчики, загибая их и произносить четко счет. Очень много развивающих мультиков про цифры в сети Интернет. Обучать счету можно и в быту, например, помыть с ребенком три чашки, три ложки. Собираясь в магазин, посчитайте, сколько продуктов необходимо купить. Готовите вместе кушать, разберите ингредиенты, входящие в еду, по частям. Делайте это все, играя, не навязчиво, иначе ваше чадо устанет и больше не захочет обучаться.



После того, как ваш ребенок запомнит, как считать до 10, можно приступать к ознакомлению написания цифр. Нарисуйте на листе формата А4 большую цифру 1 и повесьте на видное место. Каждый раз ребенок будет проходить мимо нарисованной цифры, и она ему запомнится. Затем нарисовать цифру и проделать такие действия, как и с цифрой 1. Можно с малышом слепить из пластилина цифры.  Также в календаре каждый день  вместе зачеркиваете дни.  Когда изучите все цифры до 10, начните объяснять, что дальше идут двухзначные цифры, которые делятся на десятки и единицы.

Учим ребенка устному счету

Методика, при которой ребенок считает в уме основывается на следующих правилах:

  • Прививание способности концентрирования внимания запоминать несколько цифр подряд.
  • Умение выбрать максимально быстрый и удобный способ решения примеров, разбивка двухзначных цифр.
  • Доведение до автоматизации, постоянные тренировки.
  • Проговаривание вслух примера с последующим решением. Например, решая пример 3+2, надо сначала вслух произнести полностью алгоритм решения, а в уме уже подсчитать, что это 5.
  • Сначала с помощью предметов, руками передвигая, складываем или отнимаем, например, машинки или мягкие игрушки, а затем мысленно глазами это проделать.

Учимся считать в 1 классе

Придя в 1 класс, ребенок все больше уделяет времени учебным занятиям. На уроках математики педагоги учат школьников решать примеры сложения и вычитания.  Не рекомендуют в школах считать цифры на пальцах, так как пальцев может не хватить и ребенок теряется.

Также не учите детей считать по линейке. Например, для того чтобы посчитать 4+3, надо на линейке от цифры 4 вправо отсчитать три пункта и прочитать цифру 7. Конечно, это очень быстрый и простой способ научить ребенка считать, и многие этим пользуются, но при таком случае школьник совершенно не думает и никогда не научиться считать в уме самостоятельно.

Игры – тренировки для устного счета

Игр – тренировок очень много. В сети интернет можно найти огромное количество примеров и задачек, которые помогут ребенку развивать логику, память и мышление, сноровку быстрого счета.

  • Так, например, можно дать поиграть в математическую игру «Устный счет». Данная игра идеально подходит для школьников начальных классов. Ребенок очень увлечен и не замечает, как проходит быстро время, вместе с тем, еще и является отличным способом проверки знаний. Структура игры состоит таким образом, что ребенок, без труда, сможет начать самостоятельно играть, нажав кнопку «Старт», после которого на мониторе компьютера появляются различные задачи и примеры на сложение и вычитание чисел, и ребенок нажимает варианты ответов.
  • Немного сложнее игра — «Космический бой», где ребенок должен будет бороться с инопланетными существами, а также преодолевать космические препятствия и, одновременно с этим, успевать решать примеры, давая правильный ответ. Если «маленький боец» нажимает неправильный ответ, то инопланетяне «захватывают мир».
  • «Таблица умножения за двадцать минут». Ко второму классу общеобразовательных школ родителям обычно рекомендуют за лето помочь детям выучить таблицу умножения. Естественно, ребенок пугается при виде такого большого объема примеров с ответами. На самом деле, не зря говорят «У страха глаза велики», и выучить таблицу очень просто, надо только выучить всего 36 комбинаций цифр. Схема разработанного специалистами алгоритма решения начинается с цифры 2, а не с цифры 1, так как это очень просто. Надо с самого начала объяснить ребенку, что любое число, которое умножается на цифру 1, получается такое же число. Поэтому цифру 1 не рассматривают.  Схема начинается с примера «2*2», постепенно переходя на сложность «9*9». Запоминать таблицу умножения придется небольшими блоками, тогда существенно снижается  нагрузка на ребенка.

Ребенок учится считать в уме многими способами. Важно закреплять результат и повторять день ото дня, а родителям не лениться, а заниматься со своим чадом, чтобы он вырос грамотным и умненьким.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *